Главная
Регистрация
Вход
Суббота
20.04.2024
09:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2017 » Июль » 21 » Депутат: Правовые акты не в полной мере учитывают специфику обеспечения безопасного функционирования объектов ТЭК
09:14
Депутат: Правовые акты не в полной мере учитывают специфику обеспечения безопасного функционирования объектов ТЭК
18 мая 2011 года председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов выступил на Международном конгрессе «ТЭК России: приоритетный вектор развития – безопасность».
 
Публикуем тезисы выступления Ю.А. Липатова.
 
«Решение вопросов энергетической безопасности страны основывается на Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, а также подписанного Россией Плана действий "Глобальная энергетическая безопасность", принятого участниками саммита "Группы восьми" в г. Санкт-Петербурге в июле 2006 года.
 
В настоящее время и в ближайшем будущем топливно-энергетический комплекс Российской Федерации является и будет основой индустриального общества, инструментом макроэкономической политики государства, обеспечивать и влиять на все сферы жизни граждан и государства в целом. Учитывая изменившиеся в настоящее время макроэкономические показатели и условия функционирования российской экономики в посткризисный период, была принята Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, которая требует взвешенных решений на государственно-политическом уровне. Важно с этих позиций определить меняющуюся роль ТЭКа, его место в обеспечении ускоренного социально-экономического развития страны, а также роль государства и его взаимодействие с бизнесом в ходе развития энергетического сектора и достижения энергетической безопасности. Следует также добиваться согласования региональной энергетической политики со стратегическими приоритетами развития субъектов Российской Федерации и должной координации в реализации новых программ и проектов. Должны оставаться в центре внимания и проблемы глобальной энергетической безопасности в сфере добычи природных ископаемых, переработки, транспортировки, хранения; эксплуатации промышленных объектов и логистических структур.
 
Устойчивый экономический рост формирует ожидания существенного увеличения спроса на энергетические ресурсы внутри страны. Соответствовать требованиям времени может только качественно новый ТЭК–финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, приемлемый для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.
 
Необходимость усиления государственного контроля и надзора за работой Топливно-энергетического Комплекса и персональной ответственности управленческого персонала особо проявилась с конца 2009 года. Причиной тому безусловно стали трагические события августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте "Распадская" в мае 2010 года. Которые повлекли огромнейшие человеческие жертвы – 75 чел. на Саяно-Шушенской ГЭС и 76 чел на шахте "Распадская".
 
По инициативе депутатов Государственной Думы была создана Комиссия по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС. Это позволило провести системный анализ состояния законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам технологической и промышленной безопасности. По инициативе Комиссии орган Ростехнадзор был переведен из подчиненности Минприроды в прямую подчиненность Премьер министру для осуществления контрольно-надзорной деятельности. Можно констатировать, что Комиссия в своем заключении обозначила комплекс мер и мероприятий необходимых для безопасного и устойчивого функционирования предприятий ТЭК.
 
События 2010 г., произошедшие в ночь на 21 июня на Баксанской ГРЭС, где в результате взрывов были повреждены гидрогенераторы, машинный зал и здание станции, где на восстановительные работы понадобится около 2-х лет и 1,5 миллиарда рублей, явились последней каплей в принятии незамедлительных мер и решений по усилению ответственности за безопасность объектов ТЭК.
 
В Правительстве Российской Федерации были проведены совещания и мероприятия послужившие в дальнейшем платформой для подготовки и внесения Президентом РФ Д.А.Медведевым в начале текущего года в Государственную Думу двух законопроектов, которые непосредственно связаны с безопасностью ТЭК. Сразу отмечу, что в первом чтении они будут рассматриваться 31 мая и по итогам весенней сессии подписаны Президентом Российской Федерации.
 
Проект федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации (за исключением объектов атомной энергетики), определяет полномочия органов государственной власти, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
 
Целью законопроекта является создание основ устойчивого и безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса, защита интересов личности, общества и государства в этой сфере от актов незаконного вмешательства. В настоящее время общественные отношения в указанной сфере регулируются как общими для всех отраслей экономики нормативными правовыми актами (Гражданский, Уголовный кодекс Российской Федерации и другие), так и специальными нормативными правовыми актами (федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об охране окружающей среды", "О противодействии терроризму" и другие), в том числе подзаконными.
 
Необходимо отметить, что до сих пор действие указанных нормативных правовых актов не носит системного характера, они не в полной мере учитывают специфику обеспечения безопасного функционирования объектов ТЭК.
 
В настоящем законопроекте определены принципы обеспечения безопасности объектов, основы обеспечения безопасности объектов субъектами топливно-энергетического комплекса, а также регламентировано, что для установления дифференцированных требований к обеспечению безопасности объектов с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
 
Принципиальным моментом является то, что законопроектом регулируется порядок разработки паспорта безопасности объекта и вопросы обеспечения физической защиты объектов, права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в области обеспечения безопасности объектов. Особо следует подчеркнуть, что отдельная статья законопроекта посвящена особенностям обеспечения безопасности объектов системы газоснабжения, линейных объектов топливно-энергетического комплекса.
 
Второй законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" разработан в целях реализации федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и предусматривает наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. В целях обеспечения выполнения указанных требований законопроектом предусматривается введение административной ответственности за их нарушение, для чего Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 20.30.
 
Законопроектом предлагается криминализировать деяния, нарушающие требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса и повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Указанная новация реализуется путем дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 217. 1. Подследственность уголовных дел за преступления, предусмотренные названной статьей Уголовного кодекса Российской Федерации, законопроектом предлагается отнести к ведению органов федеральной службы безопасности.
 
Хотя в действующей редакции Уголовного кодекса статьями 215-221 раздела 9. "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка", главы 24 "Преступления против общественной безопасности" уже предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности на объектах промышленности и энергетики, введение новым законопроектом отдельной статьи за нарушение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса безусловно повысит ответственность руководителей и должностных лиц, поставит заслон безответственности и нарушениям элементарных требований безопасности в погоне за прибылью, которые в последние годы имеют место.
 
В целях создания условий для выполнения требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса законопроектом вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" одновременно уточняют правовой режим охранных зон объектов топливно-энергетического комплекса и определяют порядок их установления, а изменения, вносимые в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", предусматривают государственную регистрацию сведений о границах указанных охранных зон.
 
Рассматривая вышеуказанные законопроекты в целом можно отметить, что они осуществляют комплексный подход к безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
 
Для устойчивого развития ТЭК, наряду с совершенствованием законодательной базы необходимо расширять международное сотрудничество, активно включать новые формы международной энергетической кооперации с нашими основными партнерами. В том числе максимально эффективно использовать председательство России на предстоящем в 2012 году форуме АТЭС для усиления позиций в регионе и продвижения новой правовой базы -российского проекта Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности. Россия должна воспользоваться имеющимися сейчас возможностями и ресурсами, чтобы не только сохранить свои позиции как крупнейшего поставщика углеводородов, но и осуществить модернизацию отечественного ТЭК.
 
Необходимо резкое увеличение количества инвестиций в отрасли, направленное на обновление основных фондов, внедрение передовых технологий, воспроизводство минерально-сырьевой базы, освоение новых месторождений, развитие инфраструктуры транспорта энергоносителей, в том числе и экспортной, развитие ресурсо- и природосберегающих подходов в энергетике».
 
Международный Конгресс «ТЭК России: приоритетный вектор развития - безопасность» проходит 18-19 мая 2011 года в 75 павильоне ВВЦ под патронажем Вице - Премьера Российской Федерации С.Иванова, двух министров: внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям. В течении двух дней будет проведена работа по секциям по проблемам пожарной, промышленной, экологической безопасности, будут обсуждены темы создания Единого центра мониторинга и управления силами и средствами в кризисных ситуациях на объектах ТЭК и проблемы предотвращения и реагирования на разливах нефти в условиях ледовых морей и пути их решения, будет дан анализ ядерной и радиационной безопасности и оценка значения ГЭС в обеспечении устойчивости энергосистем.
Просмотров: 281 | Добавил: erlessurf1988 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz